Юрист, адвокат, специалист в области права или тот, кто предоставляет юруслуги
Бигун Славик
К. ю. н., магистр права (США), научный сотрудник Института государства и права НАН Украины, доцент ФПвН НаУКМА и КУП НАН Украины, редактор «Юр.газеты»
Фактически «юристом» в Украине признается «дипломированный юрист» - лицо с высшим юридическим образованием. Оно считается полученным, а выпускник юридического учебного заведения (ЮУЗ) таким, что приобрел квалификацию «юриста», если он прошел «государственную аттестацию» по специальности «правоведение»: т.е. сдал «государственные экзамены» «государственной экзаменационной комиссии». «Государственная аттестация» - это почти формальность: ЮУЗ не заинтересованы во всесторонней проверке знаний и минимальной компетентности будущих юристов, ведь рискуют и финансово, и в потере репутации. Не желают преподаватели и слишком портить расположение духа выпускникам; дескать, юридическая «жизнь все покажет». Поэтому справедливыми, определенным образом, можно считать сетования на то, что некоторые ЮУЗ, хотя и опосредованно, «продают» «государственные дипломы». Итак, в Украине действует система, которую можно условно назвать «выпускник - юрист».
Для сравнения: в США ее еще называют система «привилегированного диплома»: получив его, выпускники автоматически приобретают право заниматься юрпрактикой. В такой системе ЮУЗ играют ведущую роль.
В Украине ЮУЗ параллельно выполняют функцию бизнес школ. Обратим внимание на еще одну особенность украинской системы регулирования сферы юрпрактики - заниматься ею сегодня может любой, поскольку для этого не нужно иметь юридическое образование или другую профессиональную квалификацию. Таким образом, можно с преувеличением сказать, что в Украине на практике действует, к сожалению, система: «любой - юрист». Правда, остается требование наличия юробразования (и опыта (стажа)) для получения должностей в судебных и правоохранительных органах. Предположим, что система «выпускник - юрист» - особенность организации национального права (хотя она отличается от организаций ведущих систем мира). Тем не менее, ключевые вопросы требуют ответа: какое качество подготовки юристов, в частности в ЮУЗ, какие критерии, или, другими словами, каким образом ЮУЗ могут доказать получателю правовой помощи и правовых услуг, что «выпускник - юрист» владеет, по крайней мере, минимальными профессиональными знаниями, что «юристам», которых они дипломируют, можно доверять?
Сегодня все чаще считают, что, будто, рынок даст ответ на этот вопрос. Ведь участники рыночных отношений определяют качество юридической подготовки владельца диплома. Берут на работу, по их мнению, компетентного, и если работник «выдерживает» испытательный срок - это означает, что он качественно подготовлен. Те, кто ратует за доминирование или внедрение такого подхода, могли также обратить внимание не только на особенности «украинских реалий трудоустройства», но также и на то, что он в чистом виде не присущий всей сфере юрпрофесии, а, прежде всего, «предпринимательской» ее части. Ведь значительная, если не преобладающая, часть юристов работают в «государственной сфере» и не являются непосредственными участниками рыночных отношений. Тем не менее, именно рыночный аргумент стал решающим, когда в мае 1999 г. был отменен общий приказ Лицензионной палаты и Министерства юстиции Украины, которым вводились условия и правила проведения предпринимательской деятельности (лицензионные условия) в юрпрактике, и контроль за их соблюдением. Затем в Украине и появилась ситуация, когда обычному получателю правовых услуг нередко приходится «ломать» себе голову над вопросом: а какая же разница между «адвокатом» и «юристом» и к кому обратиться?
http://www.yur-gazeta.com/ru/article/789/